Электронный орган.

 

(В главное меню)

 

К-14. ЭЛЕКТРОННЫЙ ОРГАН

Этот инструмент назван «органом» лишь по традиции — так принято называть все электромузыкальные инструменты с рояльной клавиатурой В действительности же инструмент правильнее было бы назвать электронным аккордеоном — в нем имеется рояльная клавиатура (для правой руки) и несколько готовых аккомпанирующих аккордов-трезвучий (для левой руки), которые включаются кнопками так же, как в аккордеоне или баяне Эта система, может быть, окажется удобной для начинающих музыкантов, особенно для тех, кто прежде всего хочет научиться аккомпанировать пению или танцам

1,2. В схему инструмента входят два самостоятельных блока блок одноголосого инструмента (1, правая рука) на транзисторах Т1—Т7 и блок аккомпанирующих трезвучий (2, левая рука) на транзисторах Т8—Т13 Основа одноголосого инструмента — звуковой генератор ЗГ1 (на схеме он взят в красную рамку) Это мультивибратор, выполненный на транзисторах ТЗ.Т4 по известной схеме (Р-99, 4, К-2, 5 и др ), частоту которого меняют в довольно широких пределах изменением резисторов Rt Закорачивание тех или иных резисторов осуществляют контакты Кг связанные с клавишами (правая рука), и всякое уменьшение сопротивления, как обычно, повышает частоту

В одноголосый блок входит также генератор вибрато (Т1.Т2) и блок формирования тембров, состоящий из двух частей Одна из них — это просто триггер (Т5.Т6), который делит на два частоту тонального генератора ЗГ1 Сигналы с ЗГ1 и с триггера подаются на вход основного формирования тембров (Т7), причем соотношение между этими сигналами можно менять с помощью резисторов R18, R20 Кстати, очень красивое звучание получается, если подбором этих резисторов сигнал с триггера сделать основным, а сигнал с ЗГ1 — «окрашивающим» Основной формирователь тембра (Т7) — это усилитель, в котором разными способами можно влиять на спектр сигнала Здесь имеются два формантных фильтра, которые можно включить поочередно или одновременно (выключением ВК1 и ВК2) Фильтры эти собраны на выходных трансформаторах от приемника «Селга», но вместо них можно использовать любые другие низкочастотные трансформаторы, в которых имеется обмотка на 500—2000 витков, желаемую резонансную частоту фильтра устанавливают на слух, подбирая емкость контурного конденсатора (С11, С12) К вторичной обмотке одного из трансформаторов подключен мостовой выпрямитель (ДЗ—Д6), который сильно искажает сигнал, делает его спектр более богатым Резистором R23 можно менять ток в одном плече выпрямителя, нарушать его симметрию, и это также заметно влияет на спектр сигнала, то есть на тембр звучания Возможности формирования тембров можно, разумеется, расширить, добавляя в схему триггеры, нелинейные элементы, фильтры ит п (Р-144)

В схему аккомпанирующих трезвучий входят три независимых звуковых генератора ЗГ2, ЗГЗ, ЗГ4, точно такихже, как и ЗГ1 При нажатии на ту или иную кнопку сигналы выдаются со всех трех генераторов одновременно, и именно таким образом формируется аккорд Все три сигнала через RC-цепочки (они предотвращают воздействие генераторов друг на друга) поступают на собирающий каскад (Т14), куда подается также и сигнал с ЗГ1 Частоты аккордов (левая рука) устанавливают подбором резисторов Проще всего это сделать так включить вместо трех постоянных резисторов (для каждого аккорда в отдельности) три переменных, настроить генераторы, скажем, по роялю, а затем выпаять из схемы переменные резисторы, замерить их сопротивление и заменить постоянными

Вопрос о том, какие именно аккорды ввести в инструмент, относится уже не к электронике, а к музыке И решать этот вопрос лучше всего совместно с грамотным музыкантом В данной схеме всего 6 аккордов, это минимум для аккомпанемента в тональностях «ре мажор» и «ре минор» Конечно, хорошо было бы иметь несколько десятков аккордов, как в настоящем баяне или аккордеоне Заметьте — при введении новых аккордов-трезвучий число генераторов не увеличивается, работают все те же ЗГ2, ЗГЗ и ЗГ4 Для введения новых трезвучий н^жны лишь новые кнопки с контактами и резисторы Кстати, новые резисторы н^жны не всегда — часто в разных трезвучиях встречаются одна, это и две одинаковые ноты Если ограничиться двумя-тремя тональностями, то даже сравнительно небольшое число трезвучий даст богатый аккомпанемент Так, например, добавив еще два трезвучия параллельного мажора, можно заметно расширить возможности аккомпанемента в «ре миноре»

3,4,5. По своей конструкции инструмент может быть настольным или переносным, во втором случае его удобно, по-видимому, носить на ремешке и во время игры держать перед собой, как баян На рисунках приведены эскизы одной из наиболее простых конструкций Ее основа — деревянная рамка и фанерное дно, на которых с помощью вспомогательных брусков крепятся все фанерные монтажные платы и основные узлы инструмента, включая усилитель НЧ (по схеме К-7 или К-8) и громкоговоритель Клавиатура — самодельная, в ней используются контакты из лезвий (К-5,6,7), хотя, конечно, лучше применить более надежные коммутирующие элементы (например, контактные группы старых реле) Эти эскизы дают лишь общее представление о компоновке, и поэтому перед постройкой инструмента н^жно подготовить бйвл^тщательные его чертежи, ориентируясь на собственный вкус и с учетом имеющихся в наличии деталей

(В главное меню) 

Используются технологии uCoz