По стопам кремонских волшебников.

 

(В главное меню)

 

Т-240. Используя электронные генераторы и преобразователи спектра, можно создавать музыкальные инструменты.

    Примерно лет двести назад в итальянском городе Кремоне работали скрипичные мастера, чьи имена вошли в историю Антонио Страдивари, Джузеппе Гварнери, братья Николо и Андреа Амати создавали скрипки, которые отличались поразительной красотой и силой звука Инструменты кремонских мастеров быстро приобрели мировую известность Они, подобно редким бриллиантам, покупались за бешеные деньги, ценились как уникальные произведения искусства, их похищали, скрывали в тайниках, секретно вывозили из страны в страну, показывали в музеях И сегодня скрипки Страдивари, Гварнери, Амати известны все наперечет, лучшие музыканты мира добиваются права играть на этих инструментах

    Десятилетиями предпринимались попытки раскрыть секреты кремонских скрипок, выяснить, какие именно особенности конструкции, материалов, технологии изготовления формируют их неповторимые голоса Один музыкальный журнал подсчитал, что в свое время чуть ли не дважды в месяц появлялись сообщения о раскрытии секретов скрипок Страдивари, но всякий раз оказывалось, что тайна остается тайной

    Оставив в стороне споры о том, как именно кремонские волшебники создавали свои скрипки, мы можем в самом общем виде отметить, что именно умели делать эти мастера Они умели формировать спектр акустического сигнала, умели создавать в скрипке механические резонансные системы, которые подчеркивали или, наоборот, приглушали составляющие определенных частот Может быть, кремонские мастера и не пользовались таким понятием, как частотная характеристика, но занимались они именно тем, что создавали у скрипки желаемую частотную характеристику, лепили звукжелаемой формы, подобно тому, как из податливого пластилина дети лепят разные фигурки Очень интересные возможности создания различных тембров звучания открываются в электромузыкальных инструментах, или, каких сокращенно называют, ЭМИ Основа этих инструментов - электрические генераторы, взявшие на себя роль струн сигнал с генератора подается на громкоговоритель (если н^жно, через усилитель) и создает звук Высота тона, естественно, определяется частотой генератора, а тембр звучания-формой кривой генерируемого напряжения Таким образом, в электромузыкальных инструментах можно легко менять высоту звука, изменяя элементы в цепи генератора (Т-167. Т-173. Т-177. Т-178) и тем самым меняя частоту И кроме того, можно в широких пределах менять тембр звучания, включая между генератором и громкоговорителем электрические цепи, влияющие на спектр сигнала, например RC-фильтры, резонансные фильтры, нелинейные элементы (Т-79. Т-179. Т-180)

    Постройка электромузыкальных инструментов и особенно формирование тембров, характера их звучания-дело очень интересное, увлекательное Занимаясь им, наверняка можно почувствовать себя на месте кремонского скрипичного мастера, раскрывающего тайны сотворения звука несколько простых электрических цепей, введенных в ЭМИ, создают у него звучание органа или трубы, скрипки или баяна Результаты работы по формированию тембров во многом зависят от терпения, изобретательности, вкуса и еще оттого, насколько глубоко поняты процессы в электрических цепях, насколько глубоко чувствует человек, что на что и как влияет

Т-241. Музыкальная шкала: 88 звуков в диапазоне от 27 до 4190 Гц, соседние ноты отличаются по частоте примерно на 6%.

    Хорошо известно, что совершенная машина нашего слуха может различать звуки по их частоте Но какие цифры стоят за этими общими словами'? Если, скажем, частота изменится на 10 Гц, заметим мы это или нет? И сколько всего частотных интервалов могло бы обнаружить наше ухо в звуковом диапазоне? Оказывается, что человек способен уловить различие в частоте звука буквально на десятые доли процента На низших частотах это составляет доли герца, на высоких - несколько герц При этом в диапазоне слышимых частот от 20 Гц до 20 кГц наш слух мог бы обнаружить более двух тысяч частотных интервалов, частотных ступенек Правда, при очень тихом звуке частота различается хуже, но и в этом случае можно было бы насчитать 500-600 частотных интервалов А в музыке используется всего 88 звуков разной высоты, 88 разных нот Почему так мало?

    Во-первых, потому, что частотный интервал между соседними нотами составляет примерно 6%, он выбран с запасом, так, чтобы наверняка можно было отличить одну ноту от другой Во-вторых, в музыке используется не весь слышимый диапазон, а только часть его - от 27,5 Гц до 4190 Гц Конечно же, в спектрах музыкальных инструментов полно более высокочастотных и более низкочастотных составляющих, однако основные частоты, первые гармоники музыкальных инструментов, не выходят за пределы двух названных граничных частот Музыканты почти никогда не говорят о частоте звука, они присвоили каждой из 88 частот свое имя и только этим именем и пользуются Но вот обратите внимание разных звуков на музыкальной шкале 88, а названий у них всего семь-до, ре, ми, фа, соль, ля, си А потом опять повторяется-до, ре, ми и так далее Сделано это потому, что среди 88 разных нот есть много похожих, и именно этим похожим нотам даны одинаковые названия А чтобы можно было отличить разные ноты с одинаковыми названиями, их пишут с больших либо с малых букв, сверху или снизу помечают цифрами (К-12).

Т-242. Октава: частотный интервал между звуками, частота которых различается в два раза и звучание которых поэтому кажется похожим.

    Похожесть некоторых разных музыкальных звуков легко обнаруживается, если, например, прислушаться к звучанию двух разных «до» или любых других двух звуков с одинаковыми названиями Явно слышится, что частота у двух таких одноименных звуков разная, что одно «до» намного выше другого, но в то же время явно слышится, что они чем-то очень похожи Заметить признаки такой похожести тоже нетрудно частота любого «до» ровно в два раза больше, чем предыдущего, и ровно в два раза меньше, чем последующего Это относится ко всем одноименным нотам у двух соседних «ре», двух соседних «ми» и так далее частота всегда различается в два раза Этот частотный интервал- «в два раза»-называется октавой (Р-141. 1), а кроме того, октавой называют все звуки, которые лежат в пределах этого интервала, все ноты, которые находятся между двумя соседними «до»

    Чтобы сделать предположение о физической природе похожести звуков с кратными частотами, достаточно посмотреть, как происходит колебание реальной струны (Р-141, 2) Струна колеблется не только целиком, но еще и своими отдельными частями, колебательные движения совершают половинки струны, четвертушки, участки, равные одной трети длины, одной пятой и так далее Эти дополнительные колебания как раз и создают высшие гармоники [в звуковом спектре струны, создают призвуки, которые определяют ее спектр, окраску звучания А когда струна работает как приемник звука (Т-97),то она резонирует не только на основной частоте, но и на обертонах, на высших гармониках Например, струна, настроенная на 110 Гц, будет резонировать и на частотах 220 Гц, 330 Гц, 440 Гц Можно предположить, что наши природные акустические резонаторы, подобно струне, резонируют на высших частотах, кратных основной частоте, и особенно сильно на частотах, которые в два, в четыре, в восемь, в шестнадцать раз выше основной частоты И можно предположить, что именно поэтому нам слышатся такими похожими одноименные ноты из разных октав

    В пределах октавы- 12 частотных ступенек «высотой» в 6% (Р-141, 1), если 12 раз последовательно увеличивать или уменьшать частоту на 6%, то в итоге получится изменение частоты на 100%, то есть в два раза

    Частотный интервал между двумя соседними нотами получил название «полутон», интервал в два полутона называется «тон» В пределах октавы - 12 полутонов, на всей музыкальной шкале-семь полных октав, и каждая из них имеет свое название (К-12, 1)

    В пределах октавы частотных ступенек 12, а названий нот, как можно увидеть, всего 7, они относятся к белым клавишам рояля Названия остальных пяти нот, которые относятся к черным клавишам, образуются с помощью приставок «диез» и «бемоль» Первая из них обозначает повышение частоты на полтона, вторая - понижение на полтона Так, например, нота, которой соответствует частота звука 554 Гц, называется «доА2-диез» или «реА2-бемоль» Знаки «диез» и «бемоль» универсальны, они сдвигают на полтона вверх или вниз любую ноту, перед которой стоят, или все ноты вообще, если находятся в начале нотной строки, как говорят музыканты, в ключе Знак «бекар» временно отменяет «диез» или «бемоль»

    Обратите внимание, что совершенно разные ноты могут занимать одно и то же место на нотных линейках Например, над пятой основной линейкой может быть «си» (246,9 Гц) и «сольА2» (784 Гц), на первой нижней дополнительной линейке может быть «ми» (82,4 Гц) и «доА1» (261,6 Гц) Указание о том, как именно в данном конкретном случае нужно читать ноты, дает скрипичный или басовый ключ в начале нотной строки Если бы не такое двукратное использование линеек, то их нужно было бы иметь намного больше и нотная запись получилась бы более громоздкой

Т-243. Одновременное звучание двух нот в зависимости от соотношения между их частотами может быть благозвучным (консонанс) или неблагозвучным (диссонанс).

    Одновременное звучание двук нот с интервалом в октаву, то есть звуков, частоты которых различаются в два раза, создает ощущение единого слитного звука Называется такое созвучие «совершенным консонансом», то есть идеально согласованным звучанием (Р-141, 3) Кроме совершенного консонанса, наблюдаются еще и другие благозвучные сочетания, они появляются в том случае, когда оказываются согласованными некоторые гармоники двух звуков Так, например, консонансом в какой-то степени можно считать чистую квинту, при которой частота 3-й гармоники одного звука совпадает с частотой 2-й гармоники другого Пример третья гармоника «ля» малой октавы имеет частоту 220 "3 = 660 Гц, вторая гармоника «ми1» первой октавы имеет частоту 329,6 "2 = 660 Гц Созвучие «ля-ми», как и другие созвучия с интервалом в семь полутонов, называется квинтой, его вполне можно считать консонансом, хотя и несовершенным К числу несовершенных консонансов относятся кварта и терция, все остальные созвучия-диссонансы, то есть несогласованные, неблагозвучные звукосочетания Возможно, вы обратили внимание, что в нашем числовом примере квинта получается неточная, частота второй гармоники «ми1» лишь приблизительно равна 660 Гц Первые исследователи музыкальной шкалы, а этой проблемой занимался еще Пифагор, ввели в нее точные консонирующие интервалы, точные квинты, кварты, терции Применительно к нашему числовому примеру это значит, что для «ми1» выбрана частота 330 Гц, а не 329,6 Гц, однако частотные ступеньки между соседними нотами при этом получались неодинаковыми и в звучании музыки часто слышалась фальшь Около двухсот пятидесяти лет назад немецкий ученый и музыкант Андреас Вейкмейстер путем довольно сложных вычислений построил так называемую двенадцатиступенную равномерно темперированную шкалу, в которой высота всех частотных ступенек одинакова и в то же время имеются интервалы, очень близкие к консонансам - квинте, кварте, терции Именно таким музыкальным строем пользуется и современная музыка

Т-244. Гармония, ритмы, тембры - важные выразительные средства музыки.

    Точные физиологические механизмы воздействия музыки на человека пока неизвестны, и иногда кажется, что это даже хорошо кто знает, не утратит ли своей прелести и силы волшебство музыки, разобранное на части, выраженное в схемах, графиках, формулах1? Но в то же время физиологи, физики, математики, изучающие человека, его мышление и психику, неизбежно касаются процессов и явлений, связанных с музыкой, вносят некоторую ясность в их понимание Так, например, выявлены некоторые особенности восприятия консонирующих и диссонирующих созвучий, на которых основана сложная система музыкальных созвучий, то, что мы называем гармонией Установлено, например, что восприятие созвучий связано с нелинейными процессами в самом уке, с появлением в нем различных комбинационных частот если два звука подводить порознь клевому и правому уху, то вообще невозможно заметить ни консонансов, ни диссонансов Музыканты же построили совершенную теорию гармонии, в которой рассматриваются самые разные созвучия, аккорды, различные последовательности звуков во времени и те ощущения, с которыми связаны сочетания музыкальных звуков

    Наряду с гармонией в основании музыки лежат ритмы Марш, вальс, галоп, колыбельная-уже эти примеры напоминают, какую важную роль в музыке играют ритмические рисунки, сложное чередование акцентов, пауз, звуков различной продолжительности Не только в музыке, но и в стихах и даже в разговорной речи слух выделяет, а мозг оценивает ритмы Вполне возможно, что восприятие музыкальных и речевых ритмов связано сходом наших внутренних «биологических часов», сложных биохимических систем, отбивающих такт для отдельных клеток и целых органов, определяющих ритм жизни

    Наконец, еще одно важнейшее выразительное средство музыки - спектральный состав, тембровая окраска звука Она прежде всего зависит оттого, каким способом создается звук, какой музыкальный инструмент является его источником

Т-245. Каждый из большого многообразия струнных, духовых и ударных музыкальных инструментов отличается своим характером звучания, тембровой окраской.

    Все струнные инструменты в зависимости оттого, каким образом приводится в движение струна, делят на смычковые (скрипка, виолончель), щипковые (гитара, арфа) и клавишно-ударные (рояль) Можно предположить, что у всех у них был один далекий предок туго натянутая тетива лука Сама по себе струна создает слабый звук - уже на расстоянии двух-трех метров он почти не слышен Потому что струна, даже самая толстая, увлекает за собой сравнительно небольшую массу воздуха Чтобы вовлечь в движение большие массы воздуха, струну объединяют с излучателем, имеющим значительную колеблющуюся поверхность У скрипки, гитары, контрабаса такой излучатель-это сам корпус инструмента, у рояля-резонансная дека (доска), над которой натянуты струны Излучатель, резонируя на разных частотах, усиливает, подчеркивает определенные гармоники колебаний струны, окончательно формирует тембр Те области частотного спектра, которые подчеркиваются, усиливаются инструментом, называются формантами Звучание инструмента сильнейшим образом зависит от ширины формантных областей, оттого, на какую часть спектра они приходятся Так, например, у знаменитых скрипок Страдивари главная форманта находится в области 3200^200 Гц, а у рядовой скрипки-в районе 2200-2800 Гц (Р-142. 1)

    Основное звучащее тело в духовых инструментах-столб воздуха В зависимости оттого, каким образом он приводится в движение, различают духовые инструменты язычковые (кларнет, гобой, саксофон, фагот) и безъязычковые (флейта, свирель) В язычковых инструментах потоки воздуха заставляют колебаться упругий язычок, тонкую деревянную, металлическую или тростниковую пластинку, и сложная колебательная система «язычок-столб воздуха» определяет звучание инструмента К язычковым относят и так называемые амбушюрные инструменты (труба, тромбон, пионерский горн), где роль колеблющегося язычка выполняют определенным образом сложенные губы музыканта К язычковым духовым инструментам, строго говоря, иужио отнести баян, гармонь, аккордеон здесь металлические язычки приводятся в движение воздухом, который нагнетают мехи Безъязычковые духовые инструменты часто называют свистковыми звук возникает в них примерно также, как и в обычном свистке Быстрый поток воздуха, зацепившись за острый край так называемой губы, начинает колебаться и возбуждать звуковые колебания всего воздушного столба Точно также создается звук во многих органных трубах В старинных органах воздух нагнетали большими мехами, а сейчас для этого используют мощные электрические вентиляторы Органист, нажимая на клавиши, переключает потоки воздуха, подает их на разные трубы, меняя высоту и тембр звука В современном органе несколько тысяч труб, самые низкочастотные имеют длину более Юм, самые высокочастотные-около 1 см Во всех же остальных духовых инструментах только одна труба, и для изменения высоты звука меняют ее действующую длину Для этого с помощью клапанов, а иногда с помощью пальцев перекрывают отверстия в самой трубе (кларнет, фагот), направляют воздушный поток в ее ответвления (труба, валторна) или меняют длину трубы с помощью выдвижного колена (тромбон) Кроме того, можно менять частоту, пользуясь различными приемами вдувания воздуха, как это делают, например, горнисты.

    В спектре ударных инструментов составляющие расположены так близко друг к другу, что и их приходится рассматривать как сплошные полосы частот Тембр звучания зависит оттого, как распределяется мощность между участками такой полосы

Т-246. В одноголосом ЭМИ в каждый момент времени может звучать только одна нота, мелодия формируется из последовательных звуков.

    Одно из эффективных выразительных средств музыки - аккорды, то есть одновременное звучание нескольких нот Чтобы звучал аккорд, нужно иметь несколько одновременно работающих источников звука, например несколько струн В рояле их 88 (вообще-то струн намного больше, каждая клавиша ударяет по двум-трем одинаково настроенным струнам, что придает особую окраску звуку), и поэтому здесь возможны огромные многозвучные аккорды Рояль - многоголосый инструмент В гитаре 7 струн, и в принципе гитарные аккорды могут быть семизвучными А вот на трубе или на саксофоне аккорда не возьмешь это одноголосые инструменты

    Электромузыкальные инструменты тоже бывают одноголосыми и многоголосыми В одноголосом ЭМИ только один генератор, в нем с помощью клавиатуры или иным способом переключают элементы схемы, которые определяют частоту (Р-143. 1) В таком одноголосом ЭМИ аккорды звучать не могут, он поет только одним голосом, как флейта, как человек

    В качестве генератора одноголосого ЭМИ часто используется мультивибратор Правда, в симметричном мультивибраторе (Р-99. 1) изменением одного элемента, например изменением сопротивления одного из резисторов, удается менять частоту в сравнительно небольших пределах, в лучшем случае в два раза Попытка одним элементом схемы изменить частоту в больших пределах настолько меняет режим мультивибратора, что может просто наступить срыв колебаний Чтобы в симметричном мультивибраторе изменять частоту хотя бы на две октавы (в четыре раза), нужно переключать несколько схемных элементов, а это уже неудобно

    На Р-99, 4 показана схема мультивибратора, частоту которого можно легко менять в четыре-восемь раз (две-три октавы), меняя сопротивление только одного резистора Рэ Такой генератор часто можно встретить в ЭМИ, особенно в простых (Н^2, К-14) Если такой генератор работает в клавишном одноголосом ЭМИ, то для каждой клавиши должно быть свое сопротивление резистора Рэ Поэтому Рэ составляют из большого числа резисторов, и настройка инструмента сводится к подбору каждого из них с таким расчетом, чтобы при нажатии на клавишу ЭМИ давал звук нужной частоты

    В одноголосых ЭМИ могут применяться блокинг-генераторы (Р-100), генераторы RC (Р-98) и LC (Р-97); последние, правда, в простых схемах встречаются довольно редко В частности, потому, что менять частоту и производить настройку инструмента подбором конденсаторов или катушек сложней, чем подбором резисторов Единственный несложный способ изменения частоты LC-генератора - это использование катушки с отводами и точно рассчитанной индуктивностью отдельных секций Но такая система не позволяет простыми средствами подстраивать частоты, соответствующие отдельным клавишам Значительные трудности связаны также с тем, что для получения низких частот нужны большие индуктивности снизить частоту только за счет увеличения емкости нельзя, может оказаться слишком низкой добротность контура (Т-96)

    Первым электронным музыкальным инструментом был терменвокс, много лет назад его изобрел и построил молодой петроградский физик ЛевТермен В 1921 году в Кремле изобретатель демонстрировал свой терменвокс Владимиру Ильичу Ленину, а спустя несколько лет совершил много гастрольных поездок по стране и миру, с большой концертной программой выступал в лучших залах Парижа, Берлина, Нью-Йорка, Лондона Терменвокс-одноголосый инструмент, звуковая частота в нем получается с помощью двух высокочастотных генераторов, сигналы которых подаются на нелинейный элемент, детектор В результате появляется разностная частота (Т-182 Т-219), которую вгоняют в низкочастотный диапазон, меняя частоту одного из высокочастотных генераторов И таким же способом, изменяя одну из высоких частот, переходят от одной ноты к другой В терменвоксе управление высокочастотным генератором производится весьма эффектно в контур одного из генераторов включен штырь, и, приближая к нему руку, исполнитель меняет емкость контура, меняет одну из высоких частот, а значит, и разностную, низкую частоту (Р-143, 3) Терменвокс и сегодня можно встретить на концертной эстраде, главным образом в ансамблях электромузыкальных инструментов, его нетрудно изготовить и самому (К-11)

    Несмотря на то, что одноголосый инструмент не дает аккордов, звучание его может быть очень эффектным Все зависит оттого, какие тембры удается создать Здесь уместно вспомнить одноголосый музыкальный инструмент московского инженера А Володина «Эквадин В-8», который на Всемирной выставке в Брюсселе в 1957 году получил высшую награду «Гран-при» В этом инструменте десятки тембров, легким нажатием нескольких кнопок, заменой определенных электрических цепей можно в огромных пределах менять тембр «Эквадина», имитировать звучание скрипки, виолончели, фагота, органа, трубы и многих других инструментов

Т-247. Для формирования тембров используются нелинейные элементы, фильтры, формантные фильтры, элементы изменения атаки, умножители и делители частоты.

    Наш слух хорошо чувствует малейшие изменения в спектре звука Достаточно сказать, что человек с хорошим слухом замечает 10- 15 гармоник звукового сигнала Музыканты различают в звучании оркестра или хора голоса отдельных певцов, отдельных инструментов Рассказывают, что известный дирижер Артуро Тосканини однажды остановил репетицию большого симфонического оркестра и сделал замечание какому-то скрипачу в его скрипке одна из струн была слегка расстроена Острый слух замечает даже небольшие изменения в цепях электромузыкального инструмента, в которых формируется его тембр Однако резкие изменения тембра, например переход от мягкого звучания органа к резкому звучанию трубы, требуют резких изменений формы сигнала, серьезных изменений в цепях формирования тембров

    Одна из возможностей резко изменить форму сигнала - его нелинейное искажение Осуществить его можно многими разными способами Можно, например, оставить усилительный каскад без смещения и «срезать» один из полупериодов (Р-144. 1, 2) или, резко увеличив уровень сигнала на входе усилителя, ограничить его по максимуму и по минимуму В формирователе тембров удобно иметь трансформатор, с его помощью легко включить ограничивающий диод или двухполупериодный мостовой выпрямитель (К-14), который вообще делает сигнал неузнаваемым Некоторые изменения в таком выпрямителе, нарушающие симметрию схемы, тоже довольно резко меняют характер звучания

    Заметно влияют на характер звучания различные фильтры, в том числе и простейшие-фильтр Рф2 Сф2 срезающие высшие частоты и фильтр Р3ф2 Сф2, срезающий низшие частоты (Р-144, 3) И совсем уже резко меняют характер звука формантные фильтры, настроенные на ту или иную частоту звукового диапазона Простейший формантный фильтр получается, если к обмотке трансформатора с большим числом витков подключить конденсатор (Р-144,4) Подбирая его емкость С1, С1 + С2, можно менять частоту настройки фильтра С помощью шунтирующего сопротивления Riu можно менять добротность фильтра, а значит, остроту резонансной кривой и ширину подчеркиваемой полосы частот (Р-144, 5) Заметный эффект дает применение двух или трех формантных фильтров, настроенных на разные частоты (Р-144, 3

    У всякого музыкального звука различают три части - атаку, установившуюся, стационарную часть и спад Характер звучания зависит в очень сильной степени оттого, как нарастает и спадает звук, от характера атаки и спада (Р-142; 2) Был проделан такой опыт музыкантам предложили прослушать запись нескольких разных инструментов, причем звук включали после окончания атаки, во время установившегося звучания И оказалось, что даже опытные музыканты при этом путали один инструмент с другим

    Изменение атаки - задача непростая В простейшем случае она решается с помощью RC-цепочек, которые после нажатия клавиши начинают заряжаться (или разряжаться) и постепенно открывают один из транзисторов, усиливающих сигнал (К-2, 6)

    Очень сильно меняет характер звучания подмешивание к основному сигналу других сигналов, с иными частотами и спектрами Проще всего такое подмешивание осуществить с помощью триггеров, которые делят частоту основного генератора fT-181) С помощью триггера можно ввести в спектр сигнала составляющие с частотой в два, четыре, восемь раз более низкой, чем основная частота А можно увеличить уровень сигнала одного из триггеров, сделать его основным, и тогда получится, что к нему подмешиваются составляющие с более высокими частотами (Р-144, 7) Такая же тактика-деление частоты с помощью триггера-широко используется в многоголосых электромузыкальных инструментах

Т-248. В многоголосом ЭМИ одновременно может работать большое число источников сигнала, возможны различные звукосочетания, аккорды.

    Казалось бы, есть только один путь создания многоголосого ЭМИ в нем нужно иметь для каждой ноты свой собственный генератор также, как в рояле для каждой ноты есть своя струна Однако, используя триггеры, можно создать многоголосый ЭМИ по другой схеме, имея в инструменте всего 12 генераторов - для всех нот одной, самой высокочастотной октавы А затем частоту каждого генератора можно делить с помощью триггера и перейти к следующей, более низкочастотной октаве Таким образом, имея 12 генераторов и 12 триггеров, можно получить двухоктавный многоголосый ЭМИ, добавив к нему еще 12 триггеров, увеличить число октав до трех и так далее (К-12) Можно сказать, что инструмент, выполненный по такой схеме, имеет 12 цепочек - «до», «до-диез», «ре», «ре-диез» и так далее, и в каждой цепочке есть свой генератор и триггеры, которые меняют основную частоту в два раза, переводят ноту в следующую октаву (Р-143. 2) По числу элементов и по сложности схемы многоголосый ЭМИ с делителями частоты практически не отличается от инструмента с отдельными генераторами на каждую ноту Но зато система с делением частоты имеет одно важное достоинство, связанное со стабильностью настройки инструмента Как правило, частота генератора с течением времени может несколько измениться, например из-за изменения магнитных свойств сердечника катушки в LC-генератора или сопротивления резисторов в мультивибраторе В инструменте, где на каждую ноту имеется отдельный генератор, возможности расстройки довольно велики расстроиться может каждый из генераторов К тому же первоначально настроить такой инструмент тоже непросто нужно подгонять элементы схемы в каждом из генераторов А в инструменте с делителями нужно подбирать и подстраивать частоту только 12 генераторов если основные генераторы будут настроены точно, то триггеры автоматически разделят их частоту на два, на четыре, на восемь Настроив 12 генераторов, мы настраиваем весь инструмент

    Для многоголосых инструментов сохраняют свою силу все рекомендации по формированию тембров, причем здесь открываются богатейшие возможности подмешивания частот, которые в многоголосом ЭМИ имеются в большом ассортименте (Р-144. 7) Здесь, разумеется, были сообщены лишь самые предварительные сведения об электромузыкальных инструментах Более обширная информация о них имеется в нескольких популярных книгах Кроме того, для знакомства с этой интересной областью электроники может оказаться весьма полезным самостоятельное конструирование электромузыкальных инструментов, пусть даже не очень сложных (Н^2, К-11, К-14)

    Электромузыкальными инструментами мы завершаем знакомство с устройствами для передачи, записи, воспроизведения и синтезирования звука и переходим к электронным системам для передачи изображения

 

(В главное меню)

Используются технологии uCoz